04.05.2018
Сдержанный оптимизм на фоне роста

По данным ITResearch, в России в 2017 г. было продано 108,7 тыс. проекторов на сумму 118 млн. долл. Средневзвешенная стоимость одного аппарата составила около 1085 долл.
Показатель динамики рынка по сравнению с 2016 г. — +13,85% в штуках и +22,6% в деньгах. Аналитики отмечают рост средней стоимости проекторов, связанный с опережающим развитием инсталляционного рынка, а также с внедрением устройств с Laser-Phosphor-подсветкой…
Но не все наши респонденты согласны с выводами аналитиков.
Так, Мария Соловьева, директор по маркетингу представительства ViewSonic в странах СНГ, ссылаясь на данные компании Future Source, приводит более скромные цифры — всего 7% роста (количество устройств, ввезенных в страну, по данным производителей): «На моей памяти (а я давно слежу за статистикой ИТ-рынков) это первый случай, когда Future Source менее оптимистична, чем ее российские коллеги.
Правда, в предыдущие годы объем рынка проекторов снизился настолько, что разница между 7% и 14% — это в общем-то небольшое количество устройств. Тем не менее после нескольких лет существенного падения (2013–2015 гг.) и стагнации (символический рост в 2016 г.) прошедший год наконец-то продемонстрировал явный возрастающий тренд»…
И все же оптимистов среди наших респондентов оказалось больше.
… «Рынок продемонстрировал очень оптимистичный рост, — считает Инна Сорокина, глава представительства NEC Display Solutions в России. — По крайней мере, в тех сегментах, где представлена наша компания».
Соглашается с коллегами и Валерия Градова, руководитель департамента PROF AV компании Elittech: «Ситуация стала кардинально меняться в лучшую сторону, причем практически все категории выросли от 10 до 50%».
По наблюдениям участников рынка, в 2017 г. активно прибавляли «лазерники» (их покупали корпоративные заказчики, которые видят преимущества в низких эксплуатационных расходах и которые весьма требовательны к качеству изображения), портативные LED-модели и вся линейка 4К. Доступные модели с разрешением Full HD пользовались спросом у домашних пользователей и в культурных проектах.
Решения потяжелее (профессиональные проекторы >4000 лм, >5 кг) — в высших учебных и культурных учреждениях.
Хорошо продавались недорогие модели, стоимостью до 450 долл. (SVGA, XGA, WXGA).
Наши респонденты отмечают, что основным потребителем проекционной техники в России оставались образовательные учреждения. В 2017 г. на этом рынке заметных тендеров по проекционному оборудованию не случилось, главным образом потому, что эти клиенты сейчас переориентируются на другие решения, в том числе на большеформатные дисплеи (панели), смарт-доски, интерактивные дисплеи.
Тем не менее в целом образование остается заметным потребителем проекторов.
Кроме того, в 2017 г. проекционные устройства приобретали различные корпоративные структуры, а также учреждения культуры…
И хотя участники опроса считают, что LED-проекторами для домашнего кино в 2017 г. также интересовались клиенты, они отмечают: «...Рынок домашнего кино — по-прежнему небольшая ниша для энтузиастов. И даже предстоящий ЧМ по футболу вряд ли что-то принципиально изменит. Хотя в таких европейских странах, как Германия, накануне чемпионата готовятся к буму продаж Full HD и 4К домашних проекторов».
Моменты влияния
Участники опроса отмечают, что положительным фактором, повлиявшим на рынок в 2017 г., стало укрепление курса рубля, а также его относительная стабильность. Это привело к росту спроса среди пользователей, а также позволило реализовать государственные проекты в сегментах образования и культуры.
Отметили респонденты и тенденцию перемещения продаж проекторов в онлайн: даже у игроков с сильной розницей эти устройства всё реже выставляются на полках. Предполагается, что эта тенденция приведет к снижению цен и соответственно увеличению спроса на данные устройства.
Если же говорить о технологических трендах, то, как и в 2016 г., к ним стоит отнести лазерный источник света и разрешение 4K, которые становятся всё доступнее, а также появление доступных решений для дома. Это дает толчок к росту спроса, особенно на фоне обострения конкуренции с телевизорами, плоскими панелями и светодиодными экранами…
Но это не означает, что в 2017 г. все было спокойно.
По словам Инны Сорокиной, игроки рынка продолжали решать проблемы, которые мало чем отличались от проблем 2016 г. и к которым, видимо, придется вернуться и в 2018 г.: «Экономическая политика, бюджетирование, преобладание государственных заказчиков, жесткая конкуренция. В этих условиях наша задача — работать с партнерами и заказчиками, анализировать информацию, помогать партнерам поставлять решения».
…Заметим, что одна часть респондентов акцентирует внимание на том, что в 2017 г. рынок рос медленнее, чем в докризисный период, связывая это с низкой покупательной способностью населения…
Впрочем, Валерия Градова не согласна с такой оценкой: «Не все производители оказались готовы к существенному увеличению спроса, были заметны пробелы в бесперебойных поставках необходимых моделей».
Косвенно подтверждает эти наблюдения и Николай Ахметджанов:
«Зачастую рост превосходил наши ожидания, возникали и неожиданные крупные проекты, при этом сток дистрибьюторов не был на такое рассчитан. Тем не менее хорошо отработанная логистика и крупный буферный сток на европейских складах позволили максимально оперативно решить практически все задачи».
Индивидуальные зачеты
Несмотря на сдержанный оптимизм в оценке ситуации на рынке, все наши респонденты отметили, что для их компании 2017 г. был успешным.
«Наш рост в сегменте профессиональных проекторов составил: 187% (в денежном выражении), или 85% (в шт.)», — отмечает Инна Сорокина.
… «Год был в целом лучше, чем мы ожидали, максимальный прирост показали LED-устройства — более 40% в деньгах, — рассказывает Валерия Градова. — Подписали договор с компанией ViewSonic, что позволило нам расширить ассортимент в образовательном сегменте и более активно предлагать заказчикам различные по ценовой категории и функционалу интерактивные комплекты. Мы очень довольны началом сотрудничества, адекватным соотношением цена/качество продукции и гибкостью работы российского представительства. Успешно продолжаются наши отношения с LG Electronics. Вендор начал производить действительно уникальные и доступные продукты, всегда готов к развитию и не перестает удивлять рынок своими портативными проекторами. Например, в прошлом году LG Electronics презентовала проектор LG HF85JS, который может днем работать как Smart-телевизор, а вечером как кинопроектор с большим экраном».
…Рассуждая об изменениях на рынке, большинство респондентов отмечает, что конкуренция в этом его сегменте остается стабильно высокой... Каких-то глобальных «переделов рынка» и принципиального изменения конкурентной среды в 2017 г. не произошло.
Тем не менее участники опроса обратили внимание на следующие тенденции:
1. На рынок профессиональных проекторов пытаются зайти вендоры из других сегментов, привлеченные прибылью, которую уже невозможно получить в падающем сегменте мейнстрима. Одновременно с этим было отмечено, что на рынке профессиональных проекторов (>4000 лм, >5 кг) произошли серьезные изменения: безусловный лидер потерял свои позиции, и несколько конкурентов сразу же этим воспользовались.
2. В инсталляционном сегменте укрепили позиции 3LCD-проекторы, вышедшие за пределы образовательных проектов. В первую очередь конкуренция усилилась из-за появления у большинства производителей моделей с лазерным источником света по более доступной цене. А развитие существующих технологий позволило добиться высокого качества изображения вне зависимости от технологии его формирования.
3. Традиционно агрессивная конкуренция наблюдалась у DLP-вендоров в сегменте самых доступных проекторов. При этом за последние несколько лет в связи с кризисом соперничество обострилось и между производителями DLP.
При этом, как отмечают наши респонденты, ни один производитель не может игнорировать огромный потенциал российского проекторного рынка. Какому-то одному бренду крайне трудно доминировать на всем его пространстве. А это означает, что каждый игрок выбирает для себя свои приоритетные сегменты.
Чего ожидать?
Наши респонденты — не предсказатели, поэтому никто из них не может точно сказать, каким для российского проекторного рынка будет 2018 г. Тем не менее они предполагают, что год будет непростой, и очень надеются, что будет не хуже, чем в 2017 г.
По крайней мере, по их оценкам, первый квартал уже показывает положительную динамику (один из вендоров сообщил, что показатели 2018 г. почти в два раза превышают результат аналогичного периода 2017 г.). Но все игроки рынка понимают, что этот рост обусловлен в первую очередь сравнением с очень низкой базой, и основное влияние на итоговые цифры по году окажет второе полугодие.
Тем не менее практически все надеются на положительную динамику продаж, в своих прогнозах наши респонденты называют цифры: от +10 до +30% (хотя большинство отвечавших сходятся на +15%). И в первую очередь рынок будет расти благодаря чемпионату мира по футболу. При этом предупреждают, что ЖК-панели продолжат вытеснять проекторы для небольших помещений.
Кроме того, наши респонденты надеются на развитие новых технологичных продуктов, а также на увеличение финансирования сферы образования, что может оказать положительное влияние на весь рынок.
Что же будет на самом деле — посмотрим. Ведь рост или падение рынка будут во многом зависеть не только от внутрирыночных факторов, но и от общеэкономической ситуации в стране.
Автор: Светлана Белова
Источник: CRN/RE
< Назад